ИНФОБЛОК
Информационные материалы, подготовленные нашим
агентством
Сегментирование
Сегментирование ч.3
Географический район проживания. Это естественно. От него зависят и
доступность товаров, услуг для потребителя, и возможности фирмы по
организации сбыта, и специфика конкуренции. Разумно выделять от 3 до 14
географических зон. Подробнее об этом см. главу 5.
Доход. Это самая важная характеристика потребителя. И нет рынка, на
котором уровень дохода потребителя играл бы несущественную роль.
Зачастую до 80 % вариативности поведения потребителей объясняется
именно разницей в уровне их дохода. Разумно выделять от 3 до 6 доходных
групп.
Пол. Играет существенную роль на рынках товаров, имеющих четко
выраженную половую специфику: одежда, галантерея и средства гигиены,
книги, газеты и журналы, сигареты, ювелирные украшения, развлечения и
т. п. Следует иметь в виду, что женщины (как потребители и покупатели)
ведут себя не совсем так. как мужчины. Причем именно такой тип
поведения следует считать «типичным»,
«нормальным». Ведь женщины совершают большую часть покупок,
в том числе товаров длительного пользования, а также значительную часть
покупок для мужчин. В частности, более половины мужской парфюмерии
выбирают и приобретают женщины.
Возраст. Играет существенную роль на рынках товаров, имеющих четко
выраженную возрастную специфику: напитки, одежда, украшения,
развлечения и т. п. Специфических возрастных групп можно выделить очень
много: «до 6 лет», «6-9», «10-13ѕ
«14-17», «18-22», «23-27»,
«28-35», «36-48», «49-62»,
«63-75», «старше 75 лет». Н о для целей
маркетинга следует ограничиться 3-4 ключевыми группами, для чего
придется объединить соседние возрастные группы в более крупные.
Образование. Играет существенную роль на рынках товаров, имеющих четко
выраженную «интеллектуальную» специфику: компьютеры и
Интернет, книги и журналы, финансовые и образовательные услуги и т. п.
При этом надо помнить, что образовательный статус носит в значительной
мере формальный характер. Среднее образование, полученное в сельской
школе где-нибудь в Вологодской или Астраханской области, - это совсем
не то, что среднее образование, которое будет получено в московской или
новосибирской специализированной школе с углубленным изучением
иностранных языков и литературы. В еще больше степени это относится к
высшему образованию. Для целей маркетинга, как правило, достаточно
выделения 2-3 образовательных статусов: «среднее» (включая
неполное), «среднее специальное» (включая незаконченное
высшее), «высшее» (включая дополнительное и ученые степени).